Материал предоставлен сайтом
Gothic 1 – начало истории.
Несмотря на любовь большей массы игроков к Готике 1, баланс «хороший-плохой» колеблется из стороны в сторону. Кому-то кажется, что именно Готика 1 лучшая в серии, другому же почудится что она чуть ли не худшая.Недостаток первый, и самый главный – чрезвычайно неудобное управление.
Кто не ломал пальцы об Готику 1, признайтесь? Думаю, таких людей не существует в природе. Управление Готики 1 катастрофически, просто феноменально неудобно и не продуманно. Создаётся такое впечатление, что разработчики сидели и дружно думали, как бы усложнить жизнь игроку. Кнопки никак не сочетаются с понятием об обычной логике. И ко всей нелогичности разработчики ещё и словно в издёвку забыли положить в комплект с игрой мануал, хоть как-то разъясняющий, что и как делать.
Всё бы ничего, привыкли, так сказать. Но как можно нормально играть, когда тебе приходится останавливаться, для совершения любого действия? Тем более в бою, где по логике надо постоянно двигаться!
Элемент баланса – скажут некоторые? Отнюдь! Для тех, кто только начал играть, игра становиться кошмаром, смерти следуют друг за другом, экраны загрузки не желают исчезать с монитора, а нервы медленно расшатываются, превращая человека в психически неуравновешенную личность. Конечно, к управлению привыкаешь, и хоть оно потом и не так раздражает, играть по-прежнему тяжело. Уж сколько клавиатур пострадало из-за Готики, и сколько денег заработали производители этих самых клавиатур – не счесть…
Недостаток второй – квесты.
Интересный, оригинальный и интригующий сюжет - это практически все, чем выделяется Готика 1. Какими бы интересными не были сюжетные задания, о побочных тоже порой надо помнить. Но почти все сторонние квесты исчезают после второй главы. И даже те, что появляются впоследствии, ничем не радуют игрока, становясь неинтересным бонусом.
Не следуют уделять столько времени основному сюжету! Должны быть возможности отойти в сторону от прямой линии истории, заняться иными делами, отвлечься…. Но этого нет!
Недостаток третий – линейность.
Недостаток четвёртый – баланс.
Баланс Готики 1 это что-то непонятное и нелогичное. Всё выглядит примерно так – мы приходим в Старый лагерь, набираем там кучи заданий, выполняем все, получаем пару уровней и…
И идём искать оружие получше. Опытные игроки знают, что можно прогуляться к башне Ксардаса и взять топор с уроном 67, или заглянуть в замок Старого лагеря и побить некоего Шрама, который довольно пассивно реагирует на наши нападки, и позволяет повалить себя на лопатки без лишних усилий. У него же один из лучших в игре арбалетов и лучший одноручный меч… Дальше ситуация понятна – тратим очки на силу и владение мечом. Всё, безымянный герой стал богом в колонии всего за полтора часа…
Так это и не важно - прав я или нет! Дело всё в том, что даже проходя игру «честно» мы прокачиваемся таким образом, что уже к середине второй главы всё равно становимся неуязвимы для всех. Лучники так и вообще способны истребить всё живое в долине, достаточно только забраться повыше и запастись терпением.
Всё это подходит, только если вы не играете за мага. Ведь магом быть тяжелее всего, так как приходится экономить очки на изучение кругов магии, которые выдаются постепенно, по ходу игры. Да, играть магом неудобно, это самый слабый класс. Ведь воина можно развить за полтора часа, а мага придётся тянуть до конца игры, на первых этапах и вовсе воюя лишь слабой огненной стрелой и огненным шаром…
Недостаток пятый – баги.
Когда там у нас вышла Готика 1? Можете не отвечать, ведь вы читаете мою статью. Вышла она в 2001 году, а багов там до сих пор столько, что даже немного стыдно за классику всея жанра.
Искусственный интеллект тупит не по-детски, скрипты не желают срабатывать, а разработчики по своей неопытности применяют порой совершенно нелепые способы блокировки областей.
Слабо заглянуть в Старую шахту после её обрушения? Многие ответят – да, ведь её вход перекрывает решетка с заклинившим механизмом. А каково придти к шахте и обнаружить, что по каким-то причинам скрипты не сработали, и решетка не опустилась, а внутри все люди живы и здоровы, об обвале никто и не слышал?... Ломает атмосферу, мягко говоря…
Или все помнят старину Горна, который карал нас своим топором за убийство агрессивных представителей Старого лагеря захвативших Свободную шахту, когда мы с Горном и идём их убивать?
Впрочем, это пережили все игроки… Думаю на этот моменте можно отстать от несчастной Готики 1, пока я вам всю плешь не проел!
Готика 2 – Ночь Ворона.
Трудно говорить что-то об одной из лучших Экшен\РПГ в жанре. Но всё же через сотни достоинств на игрока смотрят весьма весомые недостатки, и они не просто заслуживают обратить на себя внимание, но требуют это сделать.На сей раз, я не буду выделять главные или второстепенные недостатки, вы сами расставите их по своему желанию. Главное лишь признать их существование.
Недостаток первый – атмосфера.
Думаю, многие помнят первый визит в Долину Рудников, когда перед нами предстаёт суровый и мрачный мир, где за каждым поворотом поджидает опасность. Мир, который хочется исследовать, несмотря на страхи и опасения встретить кого-нибудь опасного, кто способен убить нашего героя с одного удара, даже не сдвинувшись с места. Пробираясь по лесным тропам мы вздрагивали от каждого шороха, а небо испещряли молнии магического барьера, напоминающего о своём существовании в любой удобный для него момент.
За каждым поворотом скрывалась какая-та тайна и древние руины заставляли пробегать мурашкам по спине, даже музыка была мрачной и суровой. Лагеря жили по-своему, привычные к быту, везде царствовала грязь и настоящая жестокость, даже встреча со стражниками могла закончиться избиением героя, а своды пещеры вполне реально давили на нас своей массой, позволяя поверить, что мы глубоко под землёй, во власти породы…
Готика 2 показала нам несколько другую картину – за суровой бытностью колонии, за горами находились вполне милые взгляду поля, словно бы барьер не просто отделял две жизни – тяжелой, каторжной и бытовой городской, но барьер разделял целых эпохи. Неожиданно из сурового средневековья мы попадаем в мир поздний, где моря бороздят бравые флибустьеры, страдая от пушек королевских кораблей. Мы оказываемся в мире, где вместо тяжелых работ и жестоких драм, на фоне грязи и эпидемий, перед нами предстают роскошные поля на которых пасутся овцы, и дамы, щеголяющие в изящных платьях по улицам вполне себе развитого города.
Словно бы из мрачного мира мы окунулись в карамельную сказку, где даже бандиты это что-то стороннее, не касающееся людей, где маги очень сильно напоминают монахов, вместо христианского бога поклоняющихся загадочному Инносу, и на досуге обменивая самодельное вино на деньги бравого трактирщика.
Где та атмосфера, которая покорила нас? Где суровость и самобытность Готики? Куда делась вся первобытность окружающего мира? Неужто она сменилась на уже упомянутое провинциальное фэнтези, частично наивное и во многом фальшивое?
Этому миру наплевать на жестокость, он словно бы скрылся за собственным магическим барьером, не желая даже знать, что творится за его пределами. И этот переход, родившийся непонятными мотивами разработчиков полностью и подчистую стёр главное достоинство первой Готики – её атмосферу. Оставив нам только подозрительно завлекающий геймплей, который будто специально был доведён до идеала, чтобы прикрыть огромную дыру, оставленную вырванной с корнями атмосферой.
Но швы всё ещё бросаются в глаза. Эти грубые нити, которыми штопали пораненную плоть игры, торчат со всех щелей. Они бросаются в глаза в тот момент, когда мы возвращаемся в Долину Рудников и неожиданно видим тот самый, утерянный средневековый мир. Тогда возникает вопрос – почему там, за «проходом» на полях всё так плохо? А здесь атмосфера прёт со всех щелей? Может по той причине, что именно в Долине скрылось то самое ужасное зло, которое грозит уничтожить весь остров? А по ту сторону гор люди все так же продолжают сидеть под своим барьером и наслаждаться иллюзорной жизнью? Однако непонятно почему, создаётся чувство, что Долину Рудников и поля Хориниса делали абсолютно разные люди, которые между собой никак не контактировали.
Недостаток второй (но не по значимости) – сюжет.
Помните историю, которую нам рассказали в Готике 1? Которую так изящно подавали на протяжении пятнадцати часов, умудряясь удивлять, подкидывать новых героев и постоянно разворачивать на сто восемьдесят градусов, заставляя посмотреть на неё иначе?
В Готике 1 мы были обычным человеком, по началу неспособным постоять за себя, безразличным ко всем окружающим, по сути, эгоистом. Единственная цель, которая вела героя вперёд, это желание выбраться из-под барьера. Его не волновало, зачем отсюда надо выбираться и куда он пойдёт – главным была необходимость это сделать. И история была неочевидна, постоянно умудрялась втягивать героя в авантюры, протаскивая по непохожим друг на друга местам и заданиям. И только к середине игры идея оформилась во что-то цельное, в возможность выйти из колонии с помощью определённого места, а впоследствии образовался и определённый враг – не желающий уничтожить мир, хотящий лишь проснуться после многовекового сна. И у нас не было цели изгнать этого Спящего, как и у него не было желания убивать нашего героя, просто волею судьбы они встали на дороге друг у друга. Спящий был на пути к свободе, и тем самым становился жертвой.
В Готике 2 же всё иначе. С первых минут нам дают задачу, казалось бы, сложную, ведь как убить драконов поселившихся в Долине Рудников? Но тут же удивительно простую, так как волей сценариста в первые же секунды игры мы получаем ответ, как одолеть зло.
Не важно, что завязка Готики 2 во многом противоречит первой части и героя не заваливали никакие камни, и никакой силы он в идеале не терял. В конце Готики 1 герой вышел на поверхность и увидел что барьер пал, а в начале Готики 2 он почему-то оказался погребён под камнями – всё это не важно, это необходимость для игры, средство ослабления.
Но сценарист сделал одну огромную ошибку – раскрыл все карты с самого начала, назвав имя убийцы в самом начале отличного детектива. Открыв финал сложного психологического фильма, и что бы ты не делал, как не закрывал глаза и не затыкал уши, без этого знания в Готике 2 не обойтись, а дельнейший сюжет непроходим без знания его финала.
На протяжении всей игры сценаристы тасуют прозрачные карты, крутя ими перед глазами людей, которые, даже будь эти карты нормальными, итак знают, что на них изображено.
А персонажи Готики 2 дают совершенно невероятные и никак не связанные с проблемой задачи, ведь даже несмотря на осаду крепости в Долине Рудников и угрозу драконов, предводителя паладинов волнует только судьба своих рудокопов. И ему не важно, что единственный человек, который за долгие дни смог добраться до крепости может погибнуть, выясняя судьбу старателей, а орки и драконы в любой миг могут просто смести жалкую горстку паладинов. Нет, паладина Гаронда не интересует подкрепление, его не волнует собственная жизнь, он до конца выполняет указ короля – защищает руду. Ну не нелепость ли?!
Впрочем, таких вещей полно, из них состоит весь сценарий Готики 2 от начала и до конца. Здесь практически всё нелогично, всё наигранно, как в том же «провинциальном фэнтези». Из мрачной реалистичной истории, Готика стала наивной сказкой, исход которой известен с самого начала, а большинство персонажей уже стоят вдоль дороги, не желая даже прятаться в кустах, чтобы неожиданно выскочить со словами: Не ожидал?
Недостаток третий – баланс и линейность.
Собственно, что сотворили разработчики с игровым балансом, совершенно непонятно. Его оттачивали как филигранный механизм, пытаясь довести до идеала. Но толи напильник оказался крупноват, а может, он был просто-напросто тупым, это не важно.
Во главу угла встаёт другая вещь – всё вокруг удивительно сложно, монстры вроде бы сильные, прокачка идёт медленно (вы ещё помните, что я говорю о Ночи Ворона?), навыки требуют определённых очков в зависимости от выбранной профессии. Но вот что удивительно, вооружившись первой палкой можно истребить половину игрового мира. Каким-то образом, срезав минимальный урон от оружия до пяти очков за удар, разработчики забыли сбить темп ударов, урядить их или напротив участить. Потому монотонно колотя по кнопке можно убить кого угодно, будь то черный тролль или очередной элитный орк, выскочивший из кустов.
Да и урон рассчитывается не всегда понятно. Скажем в Готике 1 мы брали меч, смотрели на урон и били по врагу – урон за вычетом брони и вот вам итог.
Вот так, можно убить Черного Тролля на нулевом уровне, имея только первый кинжал.
|
Пострадали и несчастные лучники, теперь они не могут попасть в громадную тушу тролля с трёх метров, да и опять же стреляют уроном по пять единиц, а несчастные маги и вовсе в накладе. Почти половину игры маги мучаются, пользуясь слабыми заклинаниями, им всегда не хватает маны, всегда они вынуждены спать или жрать всякую траву. Подходя к Драконам игрок понимает что он очень слаб, и в ход идут свитки – представьте, для мага и свитки! Там где воин прорубается легко, маг идёт со скрипом. Впрочем в пятой главе ситуация неожиданно поворачивается другой стороной, маги становятся богами, а воины чем-то средним, даже неприличным для взгляда, но впрочем тоже остаются машиной для убийств.
Финал же игры выдаёт такие порции мяса, что порой задумываешься, а не промахнулся ли ты по ярлыку и не попал в Дьябло. Финальный же босс ужасная пустышка, он слаб, неинтересен и умирает с двух тычков. Не чета даже своим «детям». Умирает он вместе с сюжетом, который пыжится до финала и выдаёт неожиданный поворот, который ни на что не влияет, а после мы видим несуществующую надпись «продолжение следует».
Даже в финальном ролике мы неожиданно видим подвох – иную модельку героя, но точно такие же действия и анимации, но и тут не без проблем – в ролик поместили несуществующий шлем от брони охотников на драконов, который так любят рисовать на своих дисках наши локализаторы.
Баги и недоработки…
В кругах геймеров Готика и слово баг, уже давно стали синонимами. И дело не в том, что ранние версии буквально любой готики были не рабочие. Причина кроется в особой извращённости разработчиков, они как-будто претендуют на звание самого оригинального бага в истории игр. То что исправно работает в других играх с самого начала, в Готике обязательно реализовано как-то не так, совсем по-другому, создавая кучи непонятных казусов. Готика 2 не стала исключением, несмотря на множество патчей, а иногда и благодаря им, в программный код игры забрались сонмы багов, которые наделали дыр везде где только можно.
Вообще работая с нерабочими вещами можно поймать случайно совершенно интересные глюки, они далеко не всегда технического характера, а зачастую скорее непродуманные моменты и недоработки. Вот скажем если вступить в диалог со стражником охраняющим проход в дико запретную область и в это время нажать клавишу отскока в бок (По-умолчанию A и D), то прямо во время беседы герой побежит полукругом от стражника и минует любую преграду – пронесётся сквозь стену, если надо, и зайдёт в «запретную область». Хотя можно сделать и проще – оголить оружие и побежать на встречу охране, пока, скажем паладины у ворот верхнего квартала озабочены агрессивностью героя, он уже окажется наверху. Далее просто убираем меч и вуаля – мы в верхнем квартале.
Как упоминали некоторые пользователи в комментариях, сквозь закрытые на ключ двери можно проходить обычной трансформацией. Тобишь превратились мы в волка, упёрлись мордой в дверь, зажали Enter и тут же окажемся в недоступном помещении.
А если пытаться пить перманентные зелья или читать таблички с бонусами в то время пока тебя атакует монстр (лучше всего ящерица или волк), то зелья не будут тратиться, и их можно будет пить (читать таблички) до тех пор, пока не надоест.
Хотя однажды я встретил уж очень экзотически баг… Приплывая я на Ирдорат и вижу, что на ящике слева от корабля, лежит эликсир ловкости, подхожу к нему и пытаюсь взять. А он не берётся! Снова беру, и снова не берётся! Примерно на восьмидесятой попытке я решил заглянуть в инвентарь и увидел у себя восемьдесят этих же эликсиров. Причём при попытке перезагрузиться, число менялось, колеблясь от 15 и до 130.
Про возможности попасть в закрытые области заранее, я уже упоминал, добавлю пару вещей – скажем, чтобы попасть в долину рудников, можно перепрыгнуть с башни Ксардаса на соседнюю скалу, а обойти привратников Хориниса можно просто взбежав по цепи подвесного моста.
А вот так-вот просто можно попасть в монастырь, избегая всякие квесты и сложные пути выдуманные фанатами |
Те же свойства у «края мира». Помните, до выхода ночи Ворона, можно было поплыть в море и увидеть ролик в котором героя съедают морские чудовища?
После установки аддона этот ролик в большинстве случаев не работает и можно погулять по воде, у самого краешка спроектированного мира, а там и вовсе спуститься на дно.Впрочем, здесь про баги можно и забыть.
Всем спасибо за внимание!
PS: эта статья никоим образом не отменяет достоинств Готики, она посвящена лишь недостаткам, чтобы показать что игра отнюдь не идеальна. Но никак не для того, чтобы приуменьшить достоинства...